Как из бордового цвета сделать коричневый цвет


Как из бордового цвета сделать коричневый цвет

Как из бордового цвета сделать коричневый цвет

Как из бордового цвета сделать коричневый цвет


Лучшие новости сайта

Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

» » Полный цветопсихологический тест Макса Люшера

 •  • 

Макс Люшер

Глава 1
Психология цвета

Несмотря на то, что цвета природы окружают человека с самого начала его существования и люди подвержены их влиянию с незапамятных времен, тем не менее мы только относительно недавно оказались в состоянии создавать краски по своему желанию и пользоваться ими разносторонне, как это имеет место в настоящее время. До 19в. было известно лишь ограниченное число оттенков и пигментов. В основном они были органического происхождения, к тому же очень дорогими, так что цветные ткани и росписи были привилегией богатых. Сотни тысяч улиток должны были распрощаться с жизнью, чтобы римские императоры смогли носить свои одеяния из широкого пурпура, тогда как их подданным приходилось довольствоваться небеленными тканями из хлопка, льна, шкурами или шерстью.

Только за последние сто лет эта картина значительно изменилась, прежде всего благодаря синтезу анилиновых красок, а затем благодаря производству каменноугольных смол и окислам металлов. Сегодня осталось очень мало производимых нами предметов, которые сохраняют свой первозданный вид, не подвергаясь полной или частичной окраске, росписи или тонированию. В настоящее время существуют тысячи красок каждого оттенка и интенсивности, которыми можно воспользоваться почти в любое время почти для любой цели. Сегодня у нас есть не только голубизна неба, пурпур солнечного заката, зелень деревьев и остальные природные краски, но нас постоянно очаровывают или захватывают краски, созданные человеком: неоновый цвет, цветная окраска, обои, цветное телевидение.

Возрастающее использование красок и растущая повсюду конкуренция между предпринимателями, стремящимися добиться все более высоких оборотов, привели к быстрому развитию психологии цвета, хотя часть исследовательской работы, прежде всего в области «маркетинга», не была ничем иным, как разнообразными пробами.

Производитель сахара, например, знает, что ему не следует продавать свой продукт в зеленой упаковке; косметика в коричневых банках стоит еще на полках, а упакованная в розовые уже давно продана.

Краски влияют на нас, и это влияние воздействует глубоко на наше психическое и физическое состояние — хотим мы этого или нет.

Предприниматели должны знать мотивы, приводящие к покупке, чтобы быть уверенными, что потребители предпочтут его продукт какому-либо другому. Если он производит сахар, то он должен предлагать его покупателю в голубых упаковках. В любом случае ему не следует делать упаковку зеленой, но почему, это ему не известно. Голубой цвет психологически связан с ощущением мягкого, нежного и «сладкого».

При рассматривании картины или цветной фотографии психологическое значение красок остается неосознанным, так как здесь играют роль еще многие факторы. Но если мы имеем дело с отдельными цветами, то можно сделать совершенно точные определения. Предпочтение, отдаваемое одному цвету, и неприятие другого, имеют определенное значение: выбор цвета точно отражает душевное состояние. На этом опыте построен тест Люшера. Десятки тысяч опытов с цветным тестом Люшера на людях самых разнообразных уровней культуры, почти по всему миру показали, что влияние цвета существует везде и оно не зависит от расы, пола и социального положения.

Жизнь человека находится под влиянием двух важных с точки зрения психологии и физиологии факторов: день и ночь, темнота и свет. Ночь создает условия, которые раньше делали невозможной деятельность человека. То есть человек удалялся в свое жилище, закутывался в шкуры и спал до рассвета. День давал возможность снова стать деятельным. Тогда человек отправлялся на поиски пропитания. Ночь вынуждала его к пассивности и покою. Тело также вступало в фазу отдыха. День создает возможность для деятельности, все функции тела усиливаются; организм настраивается на работу. Свет и темнота, а вместе с тем и краски связаны с днем и ночью, с темной синевой ночного неба и светлой желтизной дневного света. Темно-синий цвет — это цвет покоя и пассивности, светло-желтый цвет — это активность и расцвет.

Для примитивного человека активность как правило принимала две формы: он или охотился и нападал, или на него охотились, и он должен был защищаться от нападения. Активность служила завоеванию и обогащению или сохранению собственной жизни. Действия нападения и завоевания представляются красным цветом, самоутверждение — зеленым цветом.

Физиология цвета

Эксперименты, при которых от людей требовали, чтобы они рассматривали некоторое время оранжевый цвет по тесту Люшера, показали, что этот цвет оказывает на нервную систему стимулирующий эффект: повышается давление крови, ускоряется дыхание и сердцебиение. Поэтому красный цвет оказывает возбуждающее действие на вегетативную нервную систему.

Опыты с темно-синим цветом Люшера показали обратный эффект: падает давление крови, замедляется сердцебиение и дыхание становится медленнее. Итак, темно-синий цвет оказывает «успокаивающее воздействие» на вегетативную нервную систему.

Сердцебиение, деятельность легких, пищеварение, все комплексные процессы организма, которые должны осуществляться непрерывно, без осознанного напряжения, регулируются вегетативной нервной системой.

Развитие зрительного восприятия цвета

Новорожденный ребенок, начинающий «видеть», сначала различает контрасты «светло» и «темно». Потом он учится воспринимать движения, затем он начинает воспринимать образы и формы. Узнавание цвета — это последняя ступень развития.

В 1953 году Бекер обнаружил, что ветвь от нерва ведет от ядра в сетчатке глаза прямо к среднему мозгу и к гипофизу и оказывает влияние на гормональную регуляцию.

Способность различать цвета, узнавать их, обозначать и испытывать их эстетическое воздействие — это всегда функции коры головного мозга.

Можно ли пользоваться тестом Люшера при дальтонизме?

Проверку действенности теста Люшера при дальтонизме провел Л. Штайнке, изучавший нормальную контрольную группу и лиц, страдавших частичной или полной слепотой к красному и зеленому цветам. Его обширные статистические результаты показывают, что неполноценность узнавания цветов при тесте Люшера не играет никакой роли, т.е., что частичную слепоту к цвету можно не принимать во внимание.

Тест Люшера

Принятие решения в пользу или против какого-нибудь цвета часто находится под влиянием внешних условий. Если речь идет о выборе одежды, обоев для комнаты или цвета автомобиля, то тогда окончательное решение определяется не только психологическим предпочтением или физической потребностью (хотя и их нельзя исключить), а эстетическими соображениями: моден ли цвет и покрой платья? Подходят ли обои к остальному убранству? И так далее.

В тесте Люшера цвета расположены в последовательности по симпатии, испытываемой к отдельным краскам. Ни в коем случае нельзя спрашивать об эстетической цели или каком-либо применении. То есть важно убедить лиц, подлежащих тестированию, и задающих такие вопросы, в том, что цвета следует выбирать за их собственную красоту, не оценивая их по тому, подойдут ли они в качестве ткани для одежды или обивки для мебели, или для сидений автомобиля.

Кроме того, ни в коем случае не следует производить выбор так, чтобы комбинация двух или нескольких цветов подбиралась именно как комбинация.

Клинический тест Люшера, из которого лишь небольшим фрагментом являются восемь цветов, состоит из семи таблиц. На них — 73 цветных поля из 25 различных красок, среди них следует выбрать 43 различных цвета. Весь протокол теста длится от семи до десяти минут, содержит объем информации, вскрывающий осознанную и неосознанную психические структуры личности. По нему можно прочитать различные области психического состояния, душевного равновесия, эффективности, тенденции к неврозам, характер и степень нарушений. Клинический тест Люшера, кроме того, дает много физиологической информации и соответствующие прямые терапевтические указания, имеющие важное значение для врача и психотерапевта.

Данная очень сокращенная форма теста известна как «Малый тест Люшера». Она даже приближенно не является столь всеобъемлющей и дифференцированной, как клинический тест, но, тем не менее, приводит к поразительным заключениям. Краткая форма выявляет характерные структуры личности и может направить внимание на психические и физические расстройства. Врачи в США и Европе пользуются клиническим тестом Люшера, но некоторые из-за недостатка времени пользуются только этой краткой формой в качестве вспомогательного диагностического средства с тех пор, как стало известно, что тест Люшера особенно пригоден для выявления физических и душевных расстройств. Тест представляет собой «систему раннего предостережения» при возникновении нарушений, например, при сердечных заболеваниях, нарушениях кровоснабжения мозга, расстройствах желудочного тракта и при других соматических заболеваниях.

Врач — это очень занятый человек, у которого почти нет времени для сложных диагностических оценок. При работе с тестом Люшера он без раздумья может поручить запись результатов теста своему помощнику по приему. После небольшой тренировки врач определяет по результатам теста, нормально ли состояние его пациента, или есть признаки, вызывающие тревогу, за которыми следует проследить и дальше.

Ведущий врач, профессор И.Эрбале из университета в Киле говорит в своей статье «Использование цветного теста Люшера во врачебной практике»:

«Мы должны поблагодарить профессора Люшера за открытие психологического значения красок и за создание цветового теста, особым преимуществом которого является простота его применения. Им пользуются мои акушерки в родильном отделении и секретарши в моей практике. Однако толкование цветов — это задача врача.»

Продемонстрировав преимущества теста при ранней диагностике на нескольких примерах, когда другие методы оказались бессильными, он продолжает:

«Тест углубляет понимание врачем психического состояния человека и делает его менее предубежденным. Он дает важные указания, которыми можно пользоваться как при диагностике, терапии, так и при прогнозе определенных болезней. Благодаря надежности и простоте, его можно рекомендовать для повсеместного использования.»

Заведующий медицинской частью, ведущий врач, доктор медицины Вальтер Гре пишет в работе «О тесте Люшера в области медицины»:

«Тест убеждает своей простотой, быстротой его проведения, наибольшей возможностью исключения ошибочных результатов, наглядностью членения и результатами, которые можно многократно соотносить и контролировать, что повышает объективную ценность его применения для получения психовегетативных результатов. Им можно пользоваться как для диагноза состояния, так и для контроля за протеканием лечения.

Для врача особое значение имеет диагноз аффективных и психомоторных настроений, заблуждений, страха и его компенсации, а по данным о состоянии чувств, воли, побуждений и контактов пациента, о его вынужденных реакциях можно сделать существенные заключения о терапевтических мерах.»

Возможность использования тестов для вопросов воспитания является многоплановой. Карехайнц Флеинтхауз и другие проводили многочисленные исследования по этому поводу. А.Кресслер, Рим, исследовал свыше 10000 детей при помощи теста Люшера в Африке, Азии и Европе. Многопланово проверяли использование теста также в области этнологии (Х.Клар; Х. и Н. Дичи), психологии религии (Бекшлаг), геронтологии (Бекшлаг) и в области консультации по вопросам брака (Капциани).

Более того, фирма Люшер-Персонел-Сервис в Лондоне накопила большой практический опыт работы с тестом при профориентации и подбору кадров для промышленности и торговли (Скотт).

Со времени своего появления более двадцати лет тому назад, тест был усовершенствован и уточнен, но в своей основе он не изменился за 20 лет. Оценка была расширена и специализирована, однако теоретические предпосылки к тесту выдержали испытание временем. Нет никаких причин для какой-либо ревизии. Солидная факторно-аналитическая статистика различных институтов теперь, спустя два десятилетия после его создания, обнаружила и подтвердила теорию и надежность теста Люшера.

Функциональная психология

Цветовой тест построен на разработанной профессором Люшером функциональной психологии. В тесте Люшера «Структура» или основное значение цвета остается постоянным. Эта структура определяется как «объективное значение» цвета. Темно-синий цвет означает, например, «покой», безразлично, нравится он кому-либо или нет. Напротив, «функцией» профессор Люшер обозначил «субъективную позицию относительно цвета», которая различна у различных людей. Один может находить определенный цвет приятным, другому он может казаться скучным, третий может относиться к нему индифферентно, тогда как четвертому этот цвет может показаться абсолютно отвратительным.

Подопытная личность избирает цвета в последовательности от наиболее приятных до наиболее неприятных. Цвет, который нравится ей больше всех, стоит на первом месте. К цвету, который она избирает последним, и который стоит на восьмом месте, она испытывает наибольшее неприятие или наименьшую склонность. Разрядное положение, которое цвет занимает в ряду, называется «функцией».

В начале ряда мы находим цвета, которым отдается решительное предпочтение. Затем следуют разряды менее сильного предпочтения, затем зона индифферентности, в конце ряда стоят отвергнутые цвета.

Отдельные разряды обозначаются следующими характеризующими знаками:

Сильное предпочтение цвета +   (знак плюс). Симпатия к цвету х   (знак умножения). Безразличие к цвету =   (знак равенства). Неприятие цвета –   (знак минус).

Функция (разрядное значение) цветов

Первое место: решительно предпочитаемый (наиболее приятный) цвет: оно обозначает «обращение к чему-либо» и обозначается знаком «+». Оно показывает «тактический метод» человека, избираемый им, и средства, на которые он полагается или которыми он пользуется для достижения своей цели. Темно-синий в качестве этой позиции означает: сейчас мне нужен покой.

Второе место: также помечается знаком «+»: оно показывает истинную цель. Например, если темно-синий цвет стоит на втором месте, то исследуемая личность пытается добиться состояния «покоя».

Третье и четвертое места: оба характеризуются знаком «х». Цвета в этих разрядах показывают состояние, в котором мы себя ощущаем, или собственную диспозицию, самочувствие. Темно-синий цвет в обоих этих разрядах (х) означает, что выбравший их находится в спокойном состоянии и чувствует себя спокойно и невозмутимо.

Пятое и шестое места: перед ними стоит знак индифферентности «=». Цвета в этих разрядах не отвергаются, они соответствуют состоянию избравшего их. Они определяют собой свойства, которые в настоящий момент для него прекратили свое действие и сейчас более не действуют. «Индифферентный» цвет — это, следовательно, свойство, не используемое актуально, которое, не являясь в данный момент подходящим, «приостановлено» в своем действии, но которое снова может быть быстро «отозвано из отставки» и снова начать свое действие.

Например, если темно-синий цвет (покой) находится в разрядах индифферентности, то «покой» в настоящее время не является действенным: в настоящий момент в наличии имеется беспокойная раздражительность.

Седьмое и восьмое места: они имеют перед собой знак «–» и означают «противонаправленность». Цвета, которые избирающий отвергает как несимпатичные, представляют собой ту самую потребность, которая тормозится целесообразным преимуществом. Если бы потребность оказалась спонтанно удовлетворенной, то последствиями оказались бы неприятности. Иными словами, отвергнутые цвета показывают потребность, которую тормозят по соображениям целесообразности. Например, если темно-синий стоит в обоих этих разрядах, то потребность покоя невозможно удовлетворить спонтанно, потому что в условиях, воспринимаемых как враждебные, каждый отдых, каждое увлечение и привязанность имели бы следствием неудовлетворительную зависимость: «Я не могу позволить себе покой».

Если читать таблицы оценок в соответствии с этими описаниями, то можно прийти к очень дифференцированному анализу.

Толкование функций

Цвета никогда не меняют свое основное значение — «структура» остается постоянной. Однако их разрядное значение (функция) в цветовом ряду модифицирует толкование. Эти оценки размещены в таблицах далее в этой книге.

Каждая профессия, где пользуются этим тестом, имеет свой профессиональный язык, не только психолог и консультант по вопросам брака, но и психиатр, врач, консультант по вопросам воспитания и криминалист. Каждый мог бы пожелать, чтобы таблицы были составлены на его профессиональном языке. Желательно было бы иметь дополнительно особые формулировки, касающиеся возраста и пола, социальных условий и медицинских диагнозов и психотерапевтических мер. Попытка удовлетворить всем требованиям перегрузила бы таблицы. Поэтому они составлены так кратко, как это только было возможно.

Глава 2
Основные цвета и модификация цвета

Систематика восьми цветов

На восьми карточках находятся кодовые цифры. Тот, кто часто пользуется тестом, должен познакомиться с этими цифрами:

1 темно-синий, Четыре основных цвета представляют собой четыре основные психические структуры. 2 сине-зеленый, 3 оранжево-красный, 4 светло-желтый, 5 фиолетовый, Четыре модификации цвета. 6 коричневый, 7 черный, 8 серый.

Категории значений четырех основных цветов

Общее описание всех восьми цветов осуществляется в главе 3. Четыре основных цвета особенно важны и имеют следующие специальные значения (особенно важные отмечены):


1. Темно-синий цвет означает «Эмоциональная глубина» и является концентрическим, гетерономным, объединяющим, чувствительным, задумчивым, соединяющим, покой, удовлетворение, нежность, любовь и склонность.     2. Сине-зеленый цвет означает «Волевое усилие» и является концентрическим, автономным, оборонительным, предохранительным, владеющим, настойчивым, самоутверждение, самоуверенность, терпение, самооценка.     3. Темно-красный цвет означает «Ударная сила воли» и является эксцентрическим, автономным, наступательным, моторным, завоевательным, влияющим, желание, возбуждение.     4. Светло-желтый цвет означает «Живость чувств» и является эксцентрическим, гетерономным, ожидающим, способствующим расцвету, надеющимся, ищущим, изменение, ожидание.


Концентрический означает «Направленный на центр». Хотя это определение созвучно определению понятия «интроверсия» (концентрация внимания на внутренних переживаниях), но здесь имеется в виду не то же самое. Это ни в коем случае нельзя путать. Эгоцентрический человек, концентрирующий внимание на внутренних переживаниях, является концентрическим, но концентрические люди не обязательно должны быть эгоцентричными и концентрирующими внимание на внутренних переживаниях. Человек, который постоянно сообщает о себе другим, неправомерно рассматривается как обращенный наружу, но, если обнаруживается, что разговор всегда вращается только вокруг его коллекции марок, его семьи, жены и детей, его профессии и путешествия в Америку, то тогда он обнажает свою концентрически-эгоцентрическую позицию, так как он видит все вещи только как продолжение самого себя. С другой стороны, спокойный человек может посвятить себя в полной концентрации, концентрически одному стремлению или информации без какого-либо эгоцентризма, в полном соотношении с реальностью.

Эксцентрический означает «направленный наружу». Эксцентрический человек воздействует или на окружающую его среду, или он воспринимает раздражения из окружающей среды. Если он хочет сам влиять на окружающую среду, то он ведет себя по отношению к своему окружению автономно (самоутверждающе). Если он, наоборот, ищет раздражений в окружающей среде, то он определяется окружающей средой и является поэтому гетерономным (определяемым извне). Автономия равнозначна «быть причиной», гетерономия, наоборот, соответствует «быть под воздействием».

Пары основных цветов

Если синий (1) и зеленый (2) — оба концентрических — появляются вместе в результате теста, то концентрический приобретает сильный акцент.

Зеленый (2) и красный (3) оба являются автономными (самоопределяющими, влияющими). Если они появляются в тесте вместе, то подчеркиваются инициатива и самоопределение.

Красный (3) и желтый (4) оба являются эксцентрическими (активными) и направленными наружу. Если они стоят вместе, то важными свойствами являются влияние и привлекательность переживаний.

Синий (1) и желтый (4) оба являются гетерономными (определяемыми извне). Если они появляются парой, то усиливаются определение извне и эмоционально подчеркнутая зависимость.

Если такая пара встречается в подобной функции (оба +, х, = или –), то наличествует акцентирование такого соотношения с личностью.

Предпочтение следует отдавать основным цветам

Четыре основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый (1, 2, 3 и 4) особенно важны, так как они представляют собой фундаментальные психические потребности:

синий — потребность в покое и удовлетворении;
зеленый — в самоутверждении;
красный — в активности и успехе;
желтый — в ожидании и в ориентированном в будущее желании.

Поэтому четыре основных цвета в тесте должны появиться на первых четырех или на пяти местах, если выбирающий здоров, уравновешен, свободен от конфликтов и подавления.

Модификация цвета

Модификация цвета — фиолетовый, коричневый, черный и серый (5, 6, 7 и 8) — относятся к другой категории. Если соблюдать точность, то черный и серый вообще не цвета: черный — это отрицание цвета, а серый в тесте абсолютно нейтрален и бесцветен. Фиолетовый цвет — это смесь синего и красного, коричневый смешивается из оранжево-красного и черного и выглядит темной, относительно безжизненной краской. Предпочтение, отдаваемое одной из модификаций цвета: черному, серому или коричневому, в большинстве случаев указывает на нарушение.

Глава 3
Значение восьми цветов

Каждый из восьми цветов теста тщательно подбирался по своему специальному психологическому и физиологическому значению — своей структуре — с этой целью в течение пяти лет производились предварительные опыты с 4500 оттенками цветов. Их значение является универсальным, оно остается неизменным для разных стран, не зависит от возраста, одинаково для мужчин и женщин, образованных и необразованных или «цивилизованных» и «нецивилизованных».

Многие испытывают предубеждение против «психологических тестов» прежде всего, если им приходится давать ответы на бесчисленные, отнимающие много времени вопросы, или если их заставляют сортировать множество карточек. Опыт работы с тестом Люшера показывает, что число тех, кто его не приемлет, очень невелико. Тест привлекателен, его можно быстро провести, а испытуемые при этом не считают, что они роняют свое достоинство, выбирая цвета. Возможно, они изменили бы свое мнение, если бы знали, насколько разоблачающим является тест на самом деле.

Эта глава объясняет значение восьми цветов в отдельности, т.е. дает тому, кто пользуется тестом, возможность расширить оценки в таблицах.

Серый цвет (0)

Серый цвет не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он абсолютно не раздражает и не имеет никакой психической тенденции. Серый цвет — это нейтральность как субъекта, так и объекта, как внутри, так и снаружи, это ни напряжение, ни расслабленность. Серый не является территорией, которую можно оживить, а просто границей; граница как ничейная территория, граница как контур, как разделительная черта, как абстрактное деление, чтобы отделить друг от друга противоположности, «серый — это только территория» в качестве абстракции.

Тот, кто избирает на первое место серый цвет, границу, тот не желает выдавать себя и хочет оградить себя от всех влияний, чтобы не возбуждаться. При сильной усталости (как выражение ограждения) и в экзаменационной ситуации, так как себя не желают выдавать, серый цвет часто предпочитают остальным. Тот, кто избирает серый цвет на последнее место, хочет все привлечь в свои границы, что иными может быть воспринято как вмешательство. Он считает серый цвет скучным и изгоняет его безжизненный покой на последнее место в ряду. Он предпочитает все остальные, полные аффекта цвета вместе с их противоречивыми напряжениями, потому что они выражают возбуждающие переживания. Тот, кто отвергает серый цвет, связывает себя из-за собственной готовности к возбуждению и боится быть обойденным. Ему хотелось бы исчерпать все возможности, стремясь достигнуть цели, а вместе с тем и состояния, свободного от возбуждения. Тот, кто ставит серый цвет на второе место, делит свой мир, с одной стороны, на зону, компенсационно переоцениваемую, которая представлена цветом, стоящим на первом месте, а с другой стороны — на зону, представленную всеми остальными следующими за серым, девальвированными или вытесненными цветами, или, соответственно, жизненными возможностями.

Даже если серый цвет стоит на третьем месте, то несоответствие между признанными цветами до пограничного серого цвета и последующими цветами все еще остается таким напряженным, что первое и второе места всегда следует оценивать только как компенсации. Цвета, которые при повторных записях теста стоят один раз до, другой раз после серого, то есть их то выставляют перед серой стеной, то, в соответствии с мгновенным состоянием конфликта, снова прячут за нее, такие, сопровождающие серый, цвета заряжены конфликтом, если только серый появляется в первой половине ряда.

По статистике серому цвету принадлежит в среднем шестое место. Он может, не вызывая сомнений, передвинуться на пятое или седьмое место. На всех других местах он обращает на себя внимание. В случае усталости и экзаменационной ситуации он продвигается в перед.

Синий цвет (1)

Темно-синий цвет представляет собой свободный от раздражения покой. При рассмотрении темно-синего наступает вегетативное успокоение. Пульс, кровяное давление, частота дыхания и сторожевые функции снижаются и трофотропно регулируются. Организм настраивается на щадящий режим и отдых. При заболеваниях и томлении возрастает потребность в синем. Повышается чувствительность и готовность воспринимать болезненные ощущения. Темно-синий цвет — это, как и каждый из четырех основных цветов, цветовое выражение биологической потребности: физиологически — это покой, психологически — это удовлетворение.

Удовлетворение — это период, когда наступает мир и удовлетворенность. Тот, кто находится в таком уравновешенном гармоничном состоянии, без напряжений, чувствует себя приспособленным, принадлежащим коллективу и находится в безопасности. Поэтому синий цвет представляет собой привязанность ко всему окружающему вокруг: единение, тесную связь. Да и в народе говорят: «Синий цвет — это верность». В состоянии единения ощущают особую чувствительность к различиям. Поэтому синий цвет соответствует всем видам эмоциональности (восприимчивости).

Из основного значения синего цвета можно увидеть под разными углами зрения бесчисленное количество особых значений и возможностей, из которых лишь некоторые были здесь упомянуты. Синий цвет, как спокойная (разряженная) эмоциональность, является предпосылкой прочувствования для эстетического переживания и одухотворенных раздумий.

Шеллинг в своей «Философии искусства» пользуется исключительно символами синего цвета, говоря: «Тишина — это то своеобразное состояние красоты, что и покой безмятежного моря». Символически синий цвет соответствует спокойным водам, флегматичному темпераменту, женственности, левой стороне, горизонтальному направлению, гирлянде в почерке. Синее вкусовое ощущение — это сладость (поэтому сахарные головы упаковывали в синее); чувственное ощущение — это нежность, а ее органом является кожа. Определенные аллергические нарушения кожи — экземы — можно связать с нарушениями, касающимися нежности, любви, семейных взаимоотношений. В родственном санскриту языке «пали» темно-синий цвет, которому отдают предпочтение при внутреннем самосозерцании, обозначается единственным словом «пали». Благодаря этому, становится ясным, что уже в древней Индии темно-синий цвет воспринимался как совершенно особый оттенок. Немецкий язык располагает почти непереводимым на другие языки понятием «гемют» (сердечность, душевность, уют) для основного биологического настроения, которое можно выразить при помощи темно-синего цвета. Темно-синий цвет обладает материальной, вещественной полнотой, — ему чаще других отдают предпочтение страдающие ожирением, — и представляет собой удовлетворение и исполнение. Это счастливое воплощение идеала (отсюда синий оттенок романтизма); это праматеринская привязанность, верность и доверие, любовь и самоотверженность (поэтому у Богоматери Марии синий плащ). Синий цвет представляет собой вечность, а поэтому также и традицию. Если темно-синий цвет отвергают в тесте как неприятный, то потребность в покое и полной доверия привязанности остается неудовлетворенной. Имеющиеся человеческие или профессиональные привязанности отвергаются, потому что они не соответствуют ожидаемому идеалу, и их считают скучными или парализующими. Так как имеющиеся привязанности обременительны для выбирающего и удручающи, то он стремится избегать их.

Отвергать синий цвет — это значит бежать от разрядки и покоя, считая, что не можешь в настоящий момент позволить себе покой, не отказываясь от чего-то важного. Предчувствие говорит, что разрядка и покой могут вызвать ту самую слабость, расслабление, которых так боятся, чаще всего не осознавая этого. Расслабление может как раз и привести к депрессии, которой хотят избежать. Для таких людей синий цвет является не «очаровательным ничем», а угрожающим ничем: так как для них основная потребность в привязанности, которую и представляет собой синий цвет, не воплощается в существенном отношении; часто это отношение к партнеру (в любви); иногда — это отношение к рабочему коллективу или даже к тому месту, где приходится жить. Тот, кто всегда отвергает синий цвет, «лишен умиротворяющего влияния сопричастности», в котором он так нуждается. В результате этого возникает беспокойная и напряженная неугомонность, непрерывное взвинчивание самого себя и поиски возбуждений, чтобы избежать подкарауливающее расслабление или даже депрессии в результате такого образа жизни, лишенного смысла.

При обследовании 5000 курильщиков сигарет выяснилось, что больше половины из них отвергает синий цвет, особенно те, которые курят темные крепкие сорта табака. Здесь, вероятно, возбуждающее влияние курения является оборонительным, и им пользуются, чтобы избежать расслабления. При избыточном воздействии раздражителей (например, телевидение) и неустойчивости, беспокойном поведении страдает также способность к концентрации, что выражается, особенно у детей, в затруднениях, возникающих при учении. Продолжительное возбуждение может привести у взрослых к невротическим заболеваниям органов.

Вытеснение темно-синего цвета, как неудовлетворенной душевной привязанности, может в качестве компенсации способствовать оказанию предпочтения зеленому цвету. Так как зеленый цвет означает самоутверждение, то из-за этого возникает притязание на гордую оппозиционную независимость, с которой часто можно встретиться у молодых людей, желающих освободиться от семейных уз.

Но неприятие темно-синего цвета — как страх перед покоем — часто компенсируется красным цветом, который означает «жажду возбуждающих переживаний». Если неудовлетворенная душевная привязанность использует на первом месте красный цвет в качестве компенсации как «необходимое средство», то из-за этого возникает «страстное» сексуальное опьянение.

Нередко отверженный синий цвет в качестве компенсации требует желтого. Желтый цвет означает «поиски освобождающего выхода». Удручающая неудовлетворенная душевная привязанность требует здесь прежде всего облегчения для устранения депрессии. Неудовлетворенная эмоциональность превращается в безостановочные поиски выхода. Это не только освобождение от душевной ранимости, но и поиски удовлетворяющей гармонии, что может найти выражение, среди прочих иных возможностей, также и в поисках смысла жизни (мировоззрения) или в математическом складе ума.

В среднем, по данным статистики, на синий цвет следует обратить внимание, если он не занимает места с первого по четвертое.

Зеленый цвет (2)

Зеленый цвет с голубым оттенком стал контрольным цветом для определения психологического состояния напряжений. Напряжение психологически выражается как напряжение воли для настойчивости, упорства. Синевато-зеленый цвет — это выражение упорства, твердости, жесткости, и прежде всего, наступательности по отношению ко всем изменениям. Поэтому он представляет собой постоянство, как в самосознании, в качестве принципа представляющего, оценивающего, так и во всех формах самоутверждения и обладания. Обладание повышает уверенность и в особенности самоуверенность. Поэтому зеленый цвет, стоящий на первом месте, указывает на то, что избравший его желает повысить свою уверенность в себе, путем ли самоутверждения, чтобы сохранить идеализированную картину собственного я, или посредством подтверждения, которого он ждет от других, причем он желает внушить симпатию при помощи чего-то, чем он сам обладает, и имеющего характер финансовый, телесный или духовный. Зеленый цвет, как напряжение, накапливает возбуждения и в результате этого создает ощущение гордого превосходства, власти, силы и ощущения возможности распоряжаться или по крайней мере руководить. Накопление возбуждения ведет к бесчисленным формам и степеням управления. Сюда относится не только управление побуждениями, но также точный контроль, регистрация и память, ясная диспозиция, критический анализ и последовательная логика вплоть до абстрагирующего формализма.

«Зеленое» поведение может выразиться также и в желании иметь здоровье, и в желании долго жить или лучше, то есть может выразиться в реформаторстве. Но тот, кто избирает зеленый цвет, отличается чаще всего тем, что он обязательно желает провести свои взгляды в жизнь, — часто оправдывая себя тем, что он защищает принципы. При этом он идеализирует себя и поучает других. Тот, кто ставит зеленый цвет на первое место, желает нравиться. Ему необходимо признание и он желает самоутверждаться вопреки сопротивлению. Тот, кто ставит зеленый цвет на седьмое или восьмое место, желает того же, но он раздавлен сопротивлением и чувствует себя униженным недостатком признания. Он страдает от напряжения, которое возникло в результате его собственных требований, кроме тех случаев, когда это происходит из-за телесной слабости. Он воспринимает его как сопротивление, как давление (например, как при пекторальных ангинах), как жестокость и принуждение, которых он пытается избежать.

Зеленый цвет на седьмом или восьмом месте означает «освобождение от давления и принуждения», утрату собственной силы к сопротивлению и терпение, и даже страх перед собственным бессилием и перед тем, что это ведет к компенсационному перекладыванию вины на других и к презрению к ним. Неприятие зеленого цвета часто компенсируется синим цветом, потому что он должен внести успокоение и разрядку. Такие люди ищут мирного приюта, где они нашли бы бережное отношение и им не пришлось бы самоутверждаться.

Иногда отвергнутый зеленый цвет компенсируется красным на первом месте. Так как красный цвет означает «возбуждение», а отвергнутый зеленый выражает невыносимое напряжение, которое ведет к нетерпению и утрате самообладания, то отсюда следует импульсивность, которая может вызвать судороги с частичной потерей сознания. Невыносимое напряжение часто компенсируется также предпочтением, оказываемым желтому цвету в качестве поисков освобождающего выхода. Этот побег к свободе является попыткой избежать судорожного состояния и часто вызванного самим собою принуждения со всеми их болезненными последствиями. Но компенсация остается фиктивной и ведет только к суррогату деятельности, как, например, в любви путешествовать и летать.

Зеленый цвет обращает на себя внимание, если он не стоит на местах со второго по четвертое.

Красный цвет (3)

Красный цвет с примесью желтого представляет собой эрготропное физиологическое состояние. Красный цвет повышает кровяное давление, учащает пульс и дыхание. Красный цвет — это выражение жизненной силы и высоты вегетативного возбуждения. Поэтому он имеет значение желания и всех форм аппетита. Красный цвет — это стремление добиться влияния, завоевать успех и жадно желать того, что может предоставить интенсивность и полнота жизни. Красный цвет — это импульс, жизненная воля покорить и потенция, начиная от сексуальных инстинктов, вплоть до революционных преобразований. Красный цвет — это импульс к моторному действию, к спорту, к борьбе и к предприимчивости в области производства. Красный цвет — это «ударная сила воли» в противоположность зеленому цвету как «напряжению силы воли». По времени красный цвет соответствует настоящему времени, символически полный сил мужественности, устремленный вверх, к фаллическим формам и огню, как духовному пламени, например, пламя святого духа троицы. Красный цвет стремится пронизать, преобразовать и покорить. Красный цвет, в качестве сексуального желания, и синий цвет, как нежное удовлетворение, взаимодополняются и создают эротическую гармонию.

Если красный цвет стоит на первом месте, то выбравший его желает пережить в результате своей деятельности возбуждающую интенсивность. Если красный цвет стоит на седьмом или восьмом месте, то выбравший его ощущает возбуждающую интенсивность красного цвета волнующе и угрожающе, потому что он чувствует в себе недостаток жизненной силы, — например, при изнурении и сердечной недостаточности, — или из-за мучительных конфликтов. Красный цвет на седьмом или восьмом месте означает «предусмотрительно избегать ослабляющего волнения». В качестве компенсирующего внутреннего средства чаще всего появляется на первом месте синий цвет, потому что необходимо усиляющее успокоение. При этом «синяя» привязанность становится болезненной, мазохистской и сопровождается мучительным ощущением из-за неудач в любви.

Редко встречаются тесты, когда отвергают красный цвет, а предпочтение отдают зеленому, так как в состоянии беспомощности можно лишь на короткое время оказаться в состоянии самоутвердиться при помощи зеленого напряжения воли. Всегда такой выбор производят, например, тогда, когда пациент пытается волевым усилием побороть вегетативные расстройства.

Чаще всего выбирают желтый цвет на первое место для компенсации ослабляющего волнения. Желтый цвет означает «поиски освобождающего выхода». Часто и этот выбор является кратковременным, так как он отражает картину сомнений.

Красный цвет привлекает к себе внимание, если он не стоит на местах с первого по третье.

Желтый цвет (4)

Желтый цвет — это самая светлая яркая краска, и воздействует поэтому легко и живо. Красный цвет кажется более плотным и тяжелым, чем желтый, поэтому он возбуждает. Так как желтый цвет кажется легче, гораздо тоньше и невесомее, чем красный, то он является стимулирующим. В соответствии с этим он повышает вегетативные функции: кровяное давление, учащает пульс и дыхание аналогично тому, как это делает красный цвет, но неизмеримо лабильнее. Главной чертой желтого является отражающая свет, а поэтому излучающая во все стороны яркость, невесомая веселость. Желтый свет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению. В противоположность синевато-зеленому, который отражает контракцию напряжения вплоть до судорог, желтый цвет представляет собой освобождение и релаксацию. Психологически освобождение означает освобождение от тяжести, чего-то угнетающего или парализующего.

Если желтый цвет выбирают на первое место, тогда он свидетельствует о желании освобождения и надежде на счастье или ожидание его. Ожидание счастья во всех бесчисленных формах, начиная от сексуального приключения и до идеологий, обещающих идеальное состояние в конце, всегда ориентировано в будущее.

Всегда, если в ряду из восьми цветов зеленый и желтый стоят рядом друг с другом и образуют одну группу, то напряжение и освобождение объединяются с целью непосредственного освобождения от напряжения и нейтрализующего уравновешивания напряжения.

Тот кто предпочитает зеленый и желтый, тот нуждается в немедленном признании; он хочет уважения. С большим напряжением он наблюдает за тем, оказывают ли ему ожидаемую признательность и подтверждение так, чтобы напряжение (+ зеленый) могло бы разрядиться (+ желтый).

Зеленый цвет — это настойчивость, желтый — это изменения. Зеленый — это напряжение, желтый — это разрядка. Между этими полюсами лежат конфликты, которые произрастают на почве неудовлетворенности. Здесь борются «зеленые» честолюбие, самоутверждение и престижные претензии против «желтого» стремления к переживаниям, наполненного ожиданием счастья. Если зеленый цвет добивается преимущества, то также и гладкая мускулатура оказывается в подчинении у постоянного принуждения, так что это может проявиться в виде спазм желудочно-кишечного тракта или сердечно-сосудистой системы, то есть в виде патологических нарушений. Так как напряжение является невыносимым, то чаще всего эти больные отвергают зеленый цвет, тогда как желтому компенсационно отдают предпочтение из-за желания освободиться от спазматического состояния.

Если желтый цвет стоит на седьмом или восьмом месте — это разочарование в надеждах. Человек стоит перед пустотой и чувствует себя изолированным. Из-за серьезности настроения в таком случае яркость и нематериальность, легкость желтого цвета воспринимаются как пустота и обманчивая поверхность. Так как из-за разочарования напряжение ожидания не может прийти ни к какому разрешению, то наступает перевозбуждение, поэтому желтый цвет отвергают как слишком яркий. Перевозбуждение проявляется в раздражительности, злости, плохом настроении и недоверчивости. Если подумать, что многие люди питают свой интерес к жизни ожиданиями и надеждами, то можно понять, каково разрушительное действие безнадежности, выявляемое отвергнутым желтым цветом, т.е. внушающим страх отсутствием, по крайней мере для существенной части жизни.

Желтый цвет на седьмом или восьмом месте означает «предохранение себя от разочарования, от потери и изоляции».

Компенсации многообразны. Часто на первое место избирают синий цвет. Это показывает, что существует потребность в покое и привязанности, как средствах для удовлетворения. Неприятие желтого цвета и одновременно предпочтение, отдаваемое синему цвету, отражают болезненную привязанность, которую можно встретить у многих людей. Этот вид любви часто бывает отмечен чертами мазохизма.

Безнадежность может также компенсироваться стремлением к уверенности и утверждению. В этом случае на первом месте в качестве необходимого средства стоит зеленый цвет.

Если на первом месте стоит красный цвет, то как можно более интенсивные переживания, особенно сексуальные опьянения, должны способствовать забвению разочарования и изоляции.

Желтый цвет обращает на себя внимание, если он не стоит на местах со второго по пятое.

Фиолетовый цвет (5)

Фиолетовый цвет — это смесь красного и синего. Фиолетовый цвет пытается создать единый сплав из противоположностей, то есть из красного цвета, как у импульсивного покорителя, и синего цвета, как нежной самоотверженности; а потому — это выражение идентификации. Такая идентификация — это, деликатное прочувствование, которое становится единственно возможной эмоцией, так что все, что я думаю и хочу, должно соответствовать действительности. Эта власть называется волшебством, магией, и как раз это и является значением фиолетового. Тот, кто отдает предпочтение фиолетовому цвету, тот хотел бы магических взаимоотношений. Он желает быть околдованным, но он хотел бы и сам обладать колдовской силой и внушительным шармом, так как в магической идентификации уничтожается противоположность между субъектом и объектом. Фиолетовый цвет — это может быть идентификация как эротическое слияние, или как интуитивно-чувственное понимание. Но он может означать просто единство, как недифференцированность и нерешенность. Так, тестирование 1600 школьников, не достигших периода полового созревания, показало, что 75% отдали предпочтение фиолетовому цвету. Статистика результатов тестирования 1000 иранцев, негров из Тангоники и Гао и индейцев из центральной Бразилии выявляет заметное предпочтение фиолетовому цвету. Действие гормонов также, очевидно, ведет к предпочтению фиолетового, как показали исследования, проведенные среди женщин в период беременности (Эрбеле), как показали тесты при функциональных расстройствах щитовидной железы, и как показали опыты с выбором цветов у гомосексуалистов.

Если фиолетовый цвет выбирают на восьмое место, то желание чувственного эротического слияния, магии идентификации со своим партнером скрывают в тайне, потому что отсутствуют предпосылки. Отсюда возникает часто не обнаруживаемая замкнутость и стремление к созданию как можно более ясных взаимоотношений. Способность к эмоциональному предчувствованию и потребность в магии очарования переносится на такие объекты, которые требуют эстетической оценки и воплощения и которые часто становятся профессиональной задачей.

Фиолетовый не обращает на себя внимание, когда он стоит на местах с третьего по седьмое, даже если он стоит или на втором месте при беременности или перед половым созреванием.

Коричневый цвет (6)

Коричневый цвет — это затемненный желто-красный. Импульсивная жизненная сила красного цвета в коричневом затемнена, приглушена, успокоенна или «сломлена», как сказал бы художник. Коричневый обладает экспансивно действующим импульсом, которому не хватает активной жизненной силы красного. Живость не действует более активно, а воспринимается пассивно. Коричневый цвет представляет собой живое чувственное восприятие. Поэтому положение коричневого цвета дает представление об отношении к жизненным физическим ощущениям. Если коричневый цвет стоит в положении индифферентности, на пятом, шестом или седьмом месте, то жизненное восприятие тела «уничтожено», так как здоровое и удовлетворенное тело не ощущают. Но если он стоит в первой половине ряда или даже на первых двух местах, то в наличии имеется повышенная потребность в отдыхе, создаваемом уютом и чувственным умиротворением. Коричневый цвет предпочитают тогда, когда он соответствует беспроблемному, бесконфликтному уюту.

Если коричневый стоит на восьмом месте, тогда отвергается его свободный от напряжения уют. Коричневый цвет воспринимают как тупую банальность «человека из толпы», от которого выбирающему, как индивидуалисту, хотелось бы отличаться. Из-за этого страдает способность получать чувственное наслаждение, в результате чего возникает дефицит, являющийся причиной компенсации вплоть до навязчивых сексуальных идей.

Коричневый цвет обращает на себя внимание, если он не стоит на местах с пятого по седьмое.

Черный цвет (7)

Черный цвет — это самый темный цвет. В черном завершается концентрическое направление темных цветов вплоть до окончательной точки. Черный — это абсолютная граница, где кончается жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею «ничего». Черный — это отрицание по отношению к утверждению, которое достигает своей наивысшей точки в белом как в абсолютной свободе (отсюда — безупречность). Знамена анархистов и нигилистических союзов были черными.

Черный цвет передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ. Тот, кто выбирает черный цвет на первое место, хочет отказываться из своенравного протеста. Он восстает против своей судьбы.

Тот, кто выбирает черный цвет на второе место, считает, что он может отказаться от всего, если он сможет форсировать то, что выражает цвет на первом месте перед черным. Если на первом месте, например, стоит красный цвет перед черным, то безудержные переживания должны компенсировать лишения. Если перед черным стоит синий цвет, то покой без напряжения должен воссоздать разрушенную гармонию. Если перед черным стоит серый, то полное отгораживание должно помочь преодолеть невыносимое состояние.

Тот, кто выбирает черный цвет на восьмое место, где он и встречается чаще всего согласно статистике, не желает отказываться. Отказ означает для него лишения и пугающий дефицит. Так как он не может отказываться, то он избегает опасности и ставит повышенные требования, носящие авторитарный характер.

Глава 4
Цветовые пары в качестве групп

Очень полезно повторить тест через несколько минут или, если мы хотим проследить за развитием, через несколько недель или месяцев. Тест время от времени следует подвергать контролю, аналогично тому, как это делают с весом тела или кровяным давлением. Для контроля за психическим состоянием его следует повторять по крайней мере тогда, когда находишься в необычном состоянии.

С этой целью под последовательностью первой записи теста следует написать последовательность второго, более позднего ряда из восьми цветов.

Например:

а)  3 4 2 5 1 6 0 7;
б)  4 3 5 2 1 6 7 0;

Две цифры, обозначающие цвет, оказываются в обоих последовательностях рядом друг с другом, даже, если обе цифры меняются местами, — эти две цифры образуют группу. Они объединяются как, например, два атома, образуя молекулу. Обе цифры одной группы обводят кружочком:

а)  34 25 16 07;
б)  43 52 16 70;
    ++ хх == ––

С помощью распределения групп можно точнее распределить функции (+, х, =, –) цветов.

Для определения функциональных знаков существует следующее правило:

Первая группа или отдельная цифра — это +,
Вторая группа или отдельная цифра — это х,
Последняя группа или отдельная цифра — это –,
Вся остальная середина — это =.

Пример:

а)  3 4 2 5 1 6 0 7;
б)  3 2 4 5 1 0 6 7;
    + х х = = = = –

Если последовательности столь различны, что группы почти невозможно образовать, то каждая из них оценивается самостоятельно.

Прогноз: если вторая последовательность обнаруживает меньше толкований, отмеченных звездочками (), то прогноз является благоприятным.

Структурное значение цветовых пар

Каждая группа из двух цветов имеет собственное структурное значение вне зависимости от ее положения в ряду. Функциональное значение соответствующих ей поведений или свойств естественно меняется в зависимости от того, о какой из групп идет речь: +, х, = или –.

Таких пар может быть 56. Краткое описание этих 56 структурных групп поможет глубже понять основы, на которых строятся лаконичные толкования в таблицах.

Ясно, что значение групп содержит два фактора: например, как группа 30 (красный — серый), так и группа 03 (серый — красный) имеют значение «импульсивная сила», но характер и способ, каким импульсивная сила заявляет о себе, различны в обоих случаях. Это касается также и других пар, особенно если они содержат серый цвет. Разрядное значение, которое мы обозначаем как функцию (+, х, = или –), модифицирует, естественно, функциональное значение групп.

«+»  в качестве отличительного знака означает: Хочет иметь или быть.

«х»  в качестве отличительного знака означает: Находится или ощущает себя в этой ситуации.

«=»  в качестве отличительного знака означает: Это поведение в настоящий момент неуместно, но оно имеется в скрытой форме.

«–»  в качестве отличительного знака означает: Не хочет или не может, потому что в этой ситуации и в этих условиях было бы невыгодно привести в исполнение эту потребность.

Отсюда, для нашего примера 03 (серый-красный) следует:


0 3
+ + Хотел бы следовать своим импульсам и хотел бы иметь возможность действовать, как ему нравится. 0 3
х х Действует импульсивно. Следует ожидать неожиданных импульсивных реакций. 0 3
= = Для импульсивных действий нет ни желания, ни причин. 0 3
– – Потребность в агрессивных или сексуальных импульсивных действиях подавляется или тормозится, и часто ее переживает только в воображении.

Значения цветовых комбинаций

Формулировки приведены для функции «+». Для позиций «х», «=», и «–» в формулировках следует соответственно изменить функцию.

0
серый 1
синий Пауза покоя.
Ограждение (серый) и покой (синий) взаимоусиливаются в продолжительную паузу, которая должна быть свободной от возбуждающих влияний. 0
серый 2
зеленый Дистанцирующее самоутверждение.
Серый вместе с зеленым имеют общую черту — сдержанность. Серый подчеркивает социальную дистанцию и сдержанность. Зеленый показывает, что это поведение избирают для самоутверждения. 0
серый 3
красный Импульсивность.
Серый и оранжево-красный являются прямыми противоположностями. Неподвижная неопределенность серого может быть неожиданно прорвана взрывом возбуждения оранжево-красного. Наоборот, серый цвет на продолжительное время может экранировать импульсивный красный цвет. 0
серый 4
желтый Неопределенность.
Вместе с неподвижной неопределенностью серого соединяется лишенное цели и направления возбуждение желтого. 0
серый 5
фиолетовый Осторожная чуткость (деликатность).
Серый цвет как осторожность соединяется с фиолетовым, который представляет собой эмоциональность. 0
серый 6
коричневый Вялость.
Серый как неподвижная неопределенность объединяется с тусклой неопределенностью коричневого. Комбинация указывает на уход от интеллектуальных напряжений в пользу физического отдыха. 0
серый 7
черный Изолирующая дистанция.
Дистанцирующий серый цвет усиливается безоговорочным, отрицающим черным цветом и превращается в непреодолимую стену. 1
синий 0
серый Пауза покоя.
Ограждение (серый) и покой (синий) взаимоусиливаются в продолжительную паузу, которая должна быть свободной от возбуждающих влияний. 1
синий 2
зеленый Осторожный контроль.
Покой (синий) поддерживается напряженным самоутверждением (зеленый). 1
синий 3
красный Сердечная, душевная активность
Полный уюта покой (синий) дополняется активностью (красный) и создает гармонию. 1
синий 4
желтый Эмоциональная зависимость.
Глубоко эмоциональный синий превращается в эмоционально оживленный желтый без промежуточного влияния самоутверждения (зеленый). 1
синий 5
фиолетовый Эротическая чувствительность.
Глубоко эмоциональный синий с эстетически чувственным фиолетовым взаимоусиливаются до эмоционально подчеркнутой эротической чувствительности. 1
синий 6
коричневый Приятное состояние.
Спокойная эмоциональная привязанность (синий) усиливается чувственным теплым коричневым цветом до преданности и стремления к удовлетворению. 1
синий 7
черный Абсолютный покой.
Покой (синий) усиливается черным цветом до абсолютной (каталептической) неподвижности. 2
зеленый 0
серый Дистанцирующее самоутверждение.
Серый подчеркивает социальную дистанцию и сдержанность. Зеленый показывает, что это поведение избирают для самоутверждения. 2
зеленый 1
синий Осторожный (деликатный) контроль.
Покой (синий) поддерживается напряженным самоутверждением (зеленый). 2
зеленый 3
красный Волевое намерение.
Воля к самоутверждению (зеленый) усиливается активным красным до желания осуществить собственные намерения. 2
зеленый 4
желтый Настороженная требовательность.
Самоутверждение (зеленый) и напряжение ожидания (желтый) способствуют тому, что человек находится в нетерпеливой готовности. 2
зеленый 5
фиолетовый Очаровательное самоутверждение.
Чувственная идентификация (фиолетовый) и одновременное притязание на самоутверждение (зеленый), выражают тактику нарциссического самоутверждения посредством выигрышного приспособления. 2
зеленый 6
коричневый Требование уюта.
Напряженное самоутверждение (зеленый) комбинируется с противоположным ему (коричневым), который означает физический уют. «Я» и «Оно» (первое и третье лицо) становятся единым комплексом, гордым смирением или шизоидным тормозом. 2
зеленый 7
черный Упрямое тщеславие.
Самоутверждение (зеленый) перерастает в неизбежное требование (черный). 3
красный 0
серый Импульсивность.
Серый и оранжево-красный — это прямые противоположности. Неподвижная неопределенность серого может неожиданно оказаться прорванной взрывом возбуждения оранжево-красного. Наоборот, серый цвет на продолжительное время экранирует импульсивный красный. 3
красный 1
синий Душевная, сердечная активность.
Душевный покой (синий) дополняется активностью (красный) и создает гармонию. 3
красный 2
зеленый Волевое намерение.
Воля к самоутверждению (зеленый) усиливается активным красным до желания осуществить собственные намерения. 3
красный 4
желтый Расцвет деятельности.
Стремление к переживаниям (красный) усиливается поведением ожидания (желтый) до экстенсивного расцвета деятельности. 3
красный 5
фиолетовый Впечатлительная взволнованность.
Возбуждение (красный) усиливается готовностью к чувственным раздражениям (фиолетовый) до лихорадочного эротизирующего ощущения обязанности. 3
красный 6
коричневый Стремление к чувственным переживаниям.
Импульс возбуждения (красный) усиливается приятным физическим самочувствием (коричневый) до чувственной жадной потребности в переживаниях. 3
красный 7
черный Форсированная жажда.
Импульс возбуждения (красный) усиливается безусловным требованием (черный) до импульсного и обязательного стремления к переживаниям. 4
желтый 0
серый Неопределенность.
С неподвижной неопределенностью серого соединяется возбуждение желтого без цели и направления. 4
желтый 1
синий Эмоциональная зависимость.
Глубоко эмоциональный синий цвет превращается в эмоционально оживленный желтый цвет без промежуточного управляющего влияния самоутверждения (зеленый). 4
желтый 2
зеленый Настороженная требовательность.
Самоутверждение (зеленый) и напряжение ожидания (желтый) способствуют тому, что человек находится в нетерпеливой готовности. 4
желтый 3
красный Расцвет деятельности.
Стремление к переживаниям (красный) усиливается поведением ожидания (желтый) до экстенсивного расцвета деятельности. 4
желтый 5
фиолетовый Готовность воспринимать иллюзию.
Беззаботная (желтый) жажда возбуждений (фиолетовый) находит себе выражение как фантазия или эротическая чувствительность, флирт. 4
желтый 6
коричневый Способность давать себе волю.
Беззаботная готовность (желтый) к физическому чувственному уюту (коричневый). 4
желтый 7
черный Внезапный резкий поворот.
Воспринятое как разрядка освобождение (желтый) форсируется с непосредственной живостью (черный). «Гром среди ясного неба». 5
фиолетовый 0
серый Осторожная чуткость.
Серый как осторожность соединяется с фиолетовым, который представляет собой эмоциональность. 5
фиолетовый 1
синий Эротическая эмоциональность.
Глубоко эмоциональный синий с эстетически-чувственным фиолетовым взаимоусиливаются до эмоционально подчеркнутой эротической чувствительности. 5
фиолетовый 2
зеленый Очаровательное самоутверждение.
Чувственная идентификация (фиолетовый) и одновременное притязание на самоутверждение (зеленый) выражают тактику нарциссического самоутверждения посредством выигрышного приспособления. 5
фиолетовый 3
красный Впечатлительная взволнованность.
Возбуждение (красный) усиливается готовностью к чувственным раздражениям (фиолетовый) до лихорадочного эротизирующего ощущения обязанности. 5
фиолетовый 4
желтый Готовность воспринимать иллюзию.
Беззаботная (желтый) жажда возбуждений находит себе выражение в виде фантазии или эротической чувствительности, флирте. 5
фиолетовый 6
коричневый Нежность.
Эротическая, чувственная готовность воспринимать раздражения (фиолетовый) объединяется с чувственно-приятным ощущением тела (коричневый) в нежность. 5
фиолетовый 7
черный Требование идентификации.
Тоска по магической, чувственно-эротической согласованности (фиолетовый) перерастает в абсолютное требование (черный). 6
коричневый 0
серый Вялость.
Серый как неподвижная неопределенность соединяется с тусклой неопределенностью коричневого. Комбинация указывает на уход от интеллектуальных напряжений в пользу физического отдыха. 6
коричневый 1
синий Приятное состояние.
Спокойная эмоциональная привязанность (синий) усиливается чувственным теплым коричневым цветом до преданности и стремления к удовлетворению. 6
коричневый 2
зеленый Требование уюта.
Напряженное самоутверждение (зеленый) комбинируется с противоположным ему коричневым, который означает физический уют. «Я» и «Оно» (первое и третье лицо) становятся единым комплексом, гордым смирением или шизоидным тормозом. 6
коричневый 3
красный Стремление к чувственным переживаниям.
Импульс возбуждения (красный) усиливается приятным физическим самочувствием (коричневый) до чувственной жадной потребности в переживаниях. 6
коричневый 4
желтый Способность давать себе волю.
Беззаботная готовность (желтый) к физическому уюту (коричневый). 6
коричневый 5
фиолетовый Нежность.
Эротическая чувственная готовность воспринимать раздражения (фиолетовый) объединяется с чувственно-приятным ощущением тела (коричневый) в нежность. 6
коричневый 7
черный Самоодурманивание.
Чувственный уют (коричневый) перерастает в непреложное требование (черный). 7
черный 0
серый Изолирующая дистанция.
Дистанцирующий серый цвет усиливается безоговорочным, отрицающим черным цветом и превращается в непреодолимую стену. 7
черный 1
синий Абсолютный покой.
Покой (синий) усиливается черным цветом до абсолютной (каталептической) неподвижности. 7
черный 2
зеленый Упрямое тщеславие.
Самоутверждение (зеленый) превращается в неизбежное требование (черный). 7
черный 3
красный Форсированная жажда.
Импульс возбуждения (красный) усиливается безусловным требованием (черный) до импульсного обязательного стремления к переживаниям. 7
черный 4
желтый Внезапный резкий поворот.
Воспринятое как разрядка освобождение (желтый) форсируется с непосредственной живостью (черный). «Гром среди ясного неба». 7
черный 5
фиолетовый Требование идентификации.
Тоска по магической чувственно-эротической согласованности (фиолетовый) перерастает в абсолютное требование (черный). 7
черный 6
коричневый Инстинктивное притязание.
Чувственный уют (коричневый) предъявляется как абсолютное требование (черный).

 •  • 


Источник: http://www.aquarun.ru/psih/ct/ct5.html


Как из бордового цвета сделать коричневый цвет

Как из бордового цвета сделать коричневый цвет

Как из бордового цвета сделать коричневый цвет

Как из бордового цвета сделать коричневый цвет

Как из бордового цвета сделать коричневый цвет

Как из бордового цвета сделать коричневый цвет

Как из бордового цвета сделать коричневый цвет

Как из бордового цвета сделать коричневый цвет

Новое на сайте: