Как сделать стекловолокно для тюнинга


Как сделать стекловолокно для тюнинга

Как сделать стекловолокно для тюнинга

Как сделать стекловолокно для тюнинга





ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ДЕТАЛЕЙ ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА

СТЕКЛОПЛАСТИК (fiberglass) - основной материал для моделирования и производства аэродинамических обвесов, представляет собой стекловолокно, пропитанное полиэфирной или эпоксидной смолой.

Стеклопластик (fiberglass) очень универсальный материал. Из него можно изготовить все, начиная от ресничек на фары и кончая кузовными панелями. Стеклопластиковые детали при правильном изготовлении очень прочны и долговечны.

Стекловолокно появилось лишь в 40-х годах. Этот материал уже давно применяется в изготовлении лодок. Стеклопластик- достаточно универсальный материал. Можно изготовить тоненькую декоративную накладку на бампер которым можно будет снег во дворе разгребать. Были прецеденты когда автомобиль с кузовом, изготовленным из стеклопластика, врезались простые,"стальные" автомобили и результат был не в пользу последних. Конечно речь идет о специальных деталях, где осуществляется специальное упрочнение , но в любом случае стеклопластиковые детали - достаточно крепкая штука.

Технологий производства изделий из стекловолокна существует несколько. Стоит сразу оговориться, что эти методы используется и при работе с другими армирующими материалами, такими как карбон, кевлар.

Что дает стеклопластик? Прежде всего-вес. И хотя для создания по - настоящему крепких деталей порой приходится их делать толстыми, а это лишние килограммы, но, в отличии от стали или алюминия, стеклопластик способен возвращаться в исходную форму после ударов, не повлекший за собой разрушения элемента. И при ремонте деталей из стеклопластика понятие "кузовня" приобретает несколько иной смысл. Незначительные трещины могут быть заклеены изнутри смолой, с наложением листа стеклоткани или мата. Большие повреждения можно восстановить, уложив деталь снова в матрицу и восстановив по порядку нужный сегмент. Но такой способ может не дать хорошего качества, и велика вероятность повреждения матрицы, а этого никак нельзя допускать. Проше сделать новый элемент. Хотя стеклопластиковые детали можно восстанавливать старым способом: шпаклевка, штапель, шкурка, и вода.
К недостаткам следует отнести достаточно высокую стоимость материалов. Но что самое плохое высокая токсичность. При работе с этим материалом крайне важно соблюдать технику безопасности. Обязательно наличие приточно-вытяжной вентилиции и обязательно пользование распиратором, поскольку пары эпоксидных смол небезвредны.
Как бы то ни было, стеклопластик и по сей день остается самым популярным материалом мирового тюнинга. И хотя разнообразные кевлары, карбоны, пенополиуретаны, базальтовое волокно и т. п. начинают все сильнее его теснить, думается, что стеклопластик еще очень долго будет востребован и популярен.

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ

1. Компрессор (с ресивером) 10 бар
2. Мощная приточно-вытяжная вентиляция
3. Контейнеры для отходов закрытого типа
4. Окрасочные пистолеты с набором дюз
5. Грунтовочные пистолеты с набором дюз
6. Электр. отрезная машинка ("болгарка")
7. Орбитальная шлифовальная машинка
8. Шлифовальная машинка "рубанок"
9. Электрическая дрель
10. Лобзик электрический
11. Фен электрический технический
12. Продувочный пистолет

13. Печь электрическая камерного типа
14. Набор различных кистей
15. Набор хороших портновских ножниц
16. Набор концелярских ножей
17. Набор валиков из мохера и п/э волокна
18. Набор валиков для удаления пузырьков воздуха
19. Металлические линейки разной длины
20. Набор метал. и резиновых шпателей
21. Ножовки по металлу
22. Набор шлифовальных брусков
23. Емкости для смолы и отвердителя с насосом
24. Набор ключей и головок слесарный

25. Малярная защитная маска с распиратором
26. Несколько листов стекла 40 х 40 см.
27. Защитная маска для лица
28. Распираторы
29. Очки для защиты глаз
30. Резиновые перчатки
31. Большие монтажные столы
32. Набор сверел и фрез 20-80мм
33. Набор отверток, шило
34. Набор молотков (вкл. резиновые)
35. Набор плоскогубцев и "кусачек"
36. Набор напильников и надфилей


МАТЕРИАЛЫ И КОМПОНЕНТЫ

АРМИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

СМОЛЫ, ГЕЛЬКОУТ, ШПАТЛЕВКА

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Стекловуаль плотностью от 30-100 г./м.кв.
2. Стекломат плотностью от 300-450 г./м.кв.
3. Стекломат плотностью от 600-900 г./м.кв.
4. Порошок стекломат от 300г./м.кв
5. Поликор МАТ (U-PICA MAT) разный
6. Держатель рулонов стеклоткани
7. Стеллажи для хранения материалов

8. Смола CRYSTIC 196 PA SCOTT BADER™
9. Отвердитель к смоле
10. Гелькоут Crystic 65PA (ручной)
11. Гелькоут Crystic 90PA (напыление)
12. Катализатор гелькоута М, Бутанокс М50
13. Разделительный воск Mirrorglaze 08
14. Разделительный воск Mirrorglaze 88
15. Шпатлевка CAR SYSTEM SOFT
16. Шпатлевка CAR SYSTEM EXTRA
17. Шпатлевка CAR SYSTEM FIBERGLASS
18. Шпатлевка CAR SYSTEM NITRO
19. Грунтовка по пластику
20. Антисиликон
21. Полировальная паста
22. Ацетон

23. Набор шарошек, напильников, надфилей
24. Бруски, доски разные
25. Фанера и ДВП листовые
26. Алибастр, гипс
27. Монтажная пена
28. Наждачная бумага 120, 300, 600, 1000, 2000
29. Пластик листовой разный
30. Технический пластилин
31. Пенопласт мелкозернистый листовой
32. Полировальные салфетки и шерсть-ткань
33. Скотч малярный разной ширины
34. Растворитель 647, 646
35. Саморезы, болты, гайки разные
36. Уголок и профиль металлический разный
37. Набор сверел и фрез


АРМИРУЮЩИЕ МТЕРИАЛЫ

В это определение входят три вида материала.

Первый вид:
Стекловуаль. "Легкий и воздушный" подвид эмульсионного стекломата.
"Эмульсионного" потому что лучше всего использовать для работы нетканый стекломат, волокна которого скреплены эмульсией, растворяющейся под действием смол. Такой вид материала легче принимает требуемую форму чем ткань, хотя ткань прочнее. Итак стекловуаль. Нам потребуется с плотностью от 30 до 100 г./м.кв. Её используют для наружных слоев, так как она позволяет изготовлять изделия с высокой сложностью поверхности с большим количеством граней и резких переходов.

Второй вид:
Стекломат плотностью от 300 г./м.кв. до 450 г./м.кв. Он позволяет набрать толщину изделия.
"Маты различной плотности из рубленых комплексных нитей на основе низкощелочного стекла Е. Материал мягкий, легко поддается формованию и используется при производстве изделий сложной формы. Ламинаты, изготовленные из данных матов, демонстрируют хорошие механические свойства и высокую сопротивляемость атмосферным условиям в течение длительного периода."

Третий вид:
Порошковый стекломат плотностью от 300г./м.кв. Иногда его называют поликором. Вклеивая его между несколькими слоями эмульсионного стекломата Вы придадите изделию гораздо большую прочность. Он практически не впитывает смолу и обладает приличной толщиной. Зачастую вклеивается лишь отдельными полосками.
"Маты различной плотности из рубленых комплексных нитей на основе низкощелочного стекла Е, на порошковом связующем. Быстро пропитываются и обеспечивают получение гладкой поверхности. Ламинаты, изготовленные с использованием порошковых стекломатов, обладают высокой прозрачностью (технический термин, не путать с прозрачностью стекла), хорошими механическими свойствами и устойчивостью к атмосферным воздействиям."

СМОЛЫ

Смолы - полимерные двух компонентные на эпоксидной или полиэфирной основе. Смола и катализатор (отвердитель) тщательно смешиваются в определенной пропорции, затем этим составом пропитывается армирующий материал.

Сама смола достаточно хрупкая штука, и именно стекловолокно придает ей необходимую прочность и гибкость. Очень важно правильно подобрать пропорции смолы и катализатора. Если переборщить с последним, то смола застынет раньше, чем вы сможете закончить работу. Если недолить, то смола будет сохнуть слишком долго.

Смола не должна быть слишком густая, нужно чтобы она легко пропитывала стекломат. Часто используется CRYSTIC 196 PA компании SCOTT BADER™. Это предускоренная ортофталевая полиэфирная смола с высокими прочностными, механическими и электрическими свойствами. К смоле соответственно должен прилагаться отвердитель-катализатор, ускоряющий процесс полимеризации (застывания).

Требуемое для изготовления ламината количество смолы можно рассчитать путем взвешивания предполагаемого к использованию армирующего материала. Для рубленого стекломата отношение смолы к стекловолокну должно находиться в пределах от 2,3:1 до 1,8:1 (содержание стекла 30-35%). Для тканого ровинга рекомендуется соотношение 1:1 (содержание стекла 50%), тогда как отношение смолы к стекловолокну при использовании комбинированных материалов различно и зависит от структуры отдельного вида используемой ткани. Для снижения вязкости смолы ее можно нагреть градусов до 50 С.

Для мелких деталей смолу лучше использовать специализированную, а для порогов, бамперов, сабвуферов пойдут разновидности смол используемых в судостроительстве.

ГЕЛЬКОУТ

Гелькоут - покрытие матриц и конечных изделий защищающее и улучшающее поверхность. Помогает устранить рельеф, вызванный структурой стеклоткани и в какой-то степени помогает избавиться от пузырьков воздуха на поверхности детали. Его наносят первым слоем, дают ему схватится, а уж затем приступают к выклейке изделия. Часто используется CRYSTIC 65 PA компании SCOTT BADER™ водо- и атмосферостойкий предускоренный тиксотропный изофталевый гелькоут для ручного нанесения. Предназначен для нанесения кистью.
В случае использования систем напыления рекомендуется гелькоут Crystic 90PA. Crystic 65РА поставляется в широком диапазоне цветов. Гелькоут Crystic 65PA может также поставляться неускоренным (Crystic 65). Обладает исключительными защитными свойствами и механическими характеристиками, высокой стойкостью к ультрафиолетовому излучению и химическому воздействию.

Гелькоут перед использованием должен иметь температуру рабочего помещения: 18°С - 20°С. Перед использованием гелькоут необходимо тщательно перемешать до получения однородной массы, это особенно важно, когда используются пигментные пасты. Наилучший результат дают механические мешалки. Перемешивание не должно быть слишком интенсивным, во избежание насыщения гелькоута воздухом. Для начала реакции отверждения гелькоут Crystic 65PA требует только добавления катализатора. Рекомендуемый катализатор - катализатор М или Бутанокс М50, добавляемый в гелькоут в количестве 2%.

Crystic 65PA отверждается пероксидами стандартной активности - 50% пероксидами метилэтилкетона. Рекомендуется использовать следующие отверждающие агенты стандартной активности - 50% растворы ПМЭК: MEKP-HA-2, Luperox GZ-S, Butanox M50, Curox M300, NORPOL Peroxide N 1 и т.д. Рекомендуемая дозировка для обычных условий: 2 весовых части катализатора стандартной активности (50%) на 100 частей Crystic 65PA. Использование отверждающих агентов пониженной активности - 30% раствор ПМЭК - приводит к получению неоптимальных свойств отвержденного гелькоута.
Crystic 65PA наносится кистью или валиком. При обычном формовании толщина сырой пленки гелькоута должна быть 0.4 - 0.5 мм. В качестве руководства: 450 - 600 г/м? гелькоута (в зависимости от цвета) обеспечит при равномерном нанесении получение рекомендуемой толщины покрытия.
При необходимости гелькоут Crystic 65PA может армироваться стеклянными или синтетическими тканями (полиэфирными, акриловыми) или их композициями.
Crystic 65PA поставляется в двух вариантах - неокрашенном и окрашенном.
Гелькоут Crystic 65РА следует хранить в темном месте в специальных закрытых контейнерах. Рекомендуемая температура хранения должна по мере возможности находиться в диапазоне 20 С - 30 С. В идеале контейнеры необходимо вскрывать только непосредственно перед использованием.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ СОСТАВ

Разделительный состав - наносится на поверхность детали (матрицы) и спустя некоторое время энергично располировывается шерстяной тканью или войлоком. Служит например для того, чтобы Вы без труда смогли извлечь готовую деталь из матрицы. Хорошо зарекомендовал себя Mirror Glaze #8 фирмы Meguiar`s.

Разделительный воск Mirrorglaze 08
Представляет собой смесь восков, в состав которой входит карнаубский воск, придающий материалу высокую термостойкость. Обладает высокой степенью защиты от воздействия стирола, поэтому идеально подходит для снятия матриц с мастер-моделей, а также для применения на новых матрицах. Наряду с превосходным блеском обеспечивает большое количество съемов при однократном нанесении.

Разделительный воск Mirrorglaze 88
Универсальный термостойкий материал на основе карнаубского воска, применяется для обработки мастер-моделей и матриц, позволяет добиться высокого уровня блеска, легко наносится и располировывается, позволяет снимать большое количество изделий после одной обработки.

Процесс вощения - долгий и кропотливый. Матрицу приходится тщательно натирать воском несколько раз с перерывами. Воск нужно не просто намазывать, а растирать до получения тонкой, гладкой, невидимой пленки. Если этого не сделать, то поверхность готового изделия будет не гладкой, а шершавой.
После, а порой и вместо вощения иногда используют специальные жидкости, которые, высыхая, создают пленочное покрытие, предотвращающее попадание смолы или гелькоата на матрицу, чего никак нельзя допускать. Как нельзя и царапать ее поверхность. В противном случае смола может "намертво" прирасти к матрице, и тогда процедуру шлифовки, полировки и вощения придется повторять снова. Порой используют особые составы, обработав которыми матрицу можно снимать с нее до 100 изделий, но старый добрый воск всегда остается самым понятным и надежным средством.

ШПАТЛЕВКА

Шпатлевку - можно использовать продукцию фирм CAR SYSTEM, Dyno Coat, BODY. Шпатлевка бывает следующих видов: Fiberglass (со стекловолокном), там где пребуется прочность или наносится толстый слой, SOFT или EXTRA там где приходится много шкурить или для конечной отделки. NITRO (лучше брать качественную, от известных фирм-меньше вероятность появления трещин) очень помогает разобраться с мелкими дефектами. Также пригодится жидкая шпатлевка для окончательной доводки детали. Никогда не позволяйте себе делать слои шпатлевки более 3мм - лучше в этом месте положить еще пару слоев стеклоткани.

МАКЕТИРОВАНИЕ

Изготовление любой детали, будь то бампер, накладка на него, антикрыло, капот или корпус сабвуфера вне зависимости от способа изготовления необходимо начинать с МАКЕТИРОВАНИЯ. Под этим подразумевается изготовление макета будущего изделия в масштабе 1:1 из подручных материалов. А вот материалы и способ макетирования зависят от формы желаемого изделия. Допустим, что нужно изготовить бампер. Начинается все с эскиза и рабочих чертежей. Желательно прорисовать бампер в нескольких проекциях, включая вид сверху, сбоку, спереди. Имея их можно приступать к анализу фигур из которых состоит бампер.

Макет будущего изделия может быть изготовлен различными способами: фанера, пластилин, пенопласт и т. д. От того, насколько правильно сделан макет, будет зависеть качество будущих изделий. Более того, если необходимо, чтобы у детали, которая будет затем создаваться, была идеально ровная поверхность, над ее качеством придется поработать уже на макете. Чем более гладким и ровным будет макет, тем меньше работы потребуется потом, при изготовлении и доведении матрицы.

Еще до создания макета необходимо понять, можно ли изготовить деталь целиком или нет. Дело в том, что при работе со стеклопластиками и другими подобными материалами необходимо, чтобы готовую деталь после застывания можно было вытащить из матрицы, ничего не повредив при этом. Возможно, деталь будет иметь такую форму, что ее придется изготавливать из нескольких частей, а затем скреплять их друг с другом, но выклеить шар через угольное ушко вряд ли получится.

Не мешает полученную болванку (макет) покрыть слоем жидкой шпатлевки и еще раз ошкурить (зернистость шкурки 500-800). Затем покрываем макет разделительным составом, который располировываем спустя час. Для этой цели можно использовать шлифовальную машинку с войлочным кругом.

Примечание.
Не старайтесь всегда сделать деталь одним куском. Иногда гораздо легче сделать составной макет. Например, очень трудно вышкуривать различные воздухозаборники и прочие отверстия в бамперах, плоскости, расположенные в труднодоступных местах и т.д. Изготовив макет, состоящий из фрагментов, иногда можно выйграть в трудозатратах на подготовку поверхности. Матрицу также можно снимать не с детали в целом, а с ее фрагментов. Это увеличивает живучесть и ремонтопригодность детали. На бамперах рекомендем сделать съемными отсекатели, нижние антикрылья и все, что можно повредить в первую очередь. Очень практичны сборные бампера и пороги системы "зима-лето" со сьемной нижней частью.

МАТРИЦИРОВАНИЕ

Матрица создается по макету. Это самый ответственный момент.
Для начала поверхность макета еще раз проверяется на наличие дефектов поверхности. Затем макет "вощится" - покрывается слоем разделительного состава. Он поможет отделить матрицу от макета и устранит мелкие неровности. А делается это так: при помощи шерстяной ткани или специальных полировальных салфеток наносится тонкий слой разделительного состава. После того как он просохнет располировываем его. Операция КРАЙНЕ утомительная. Все нужно делать вручную, это позволит тщательно контролировать процесс. Одновременно обрабатывать можно кусок не более 10х10 см, при такой площади полироль лучше разогревается и проникает в поры поверхности. Операцию повторяем 2-3 раза. Забегая вперед скажем, что при обработке разделительным составом матрицы операцию повторить придется 3-5 раз ! Не стоит этим пренебрегать, так как легкость с которой Вы извлечете изделие все окупит. В противном случае Вам грозит долгое ковыряние отверткой или повреждение мантрицы с макетом. Лучше потратить день на полировку, чем неделю на шпатлевание и вышкуривание детали.

После того как макет подготовлен, на него наносится слой специального матричного гелькоата. Это покрытие в дальнейшем позволит вывести поверхность матрицы практически до зеркального блеска. Матричный гелькоат гуще, чем обычный, и ложится более толстым слоем.

После того как встанет этот слой, начинается укладывание стекломата. Сначала -тонкая стекловуаль. Она позволит точно повторить все изгибы и контуры макета. Далее желательно дать подсохнуть первому слою. Затем уже можно выложить еще несколько слоев более толстого мата, но сразу набирать толщину не стоит, иначе матрицу может повести (изогнуть и покоробить). При создании матриц на простые детали можно упростить процедуру. Тут главное - опыт.

Если матрица будет разъемной, то при ее изготовлении делаются специальные перегородки вокруг макета, разделяющие его на сегменты. Выложив основной, после его застывания перегородки вынимаются и, обработав кромки первого сегмента матрицы, выкладываются остальные. Для правильного позиционирования сегментов друг относительно друга в первом при формовании делаются специальные ямки. Когда будут формоваться следующие сегменты, эти ямки будут заполнены смолой и стекловолокном, и появятся бугорки. Эти пары и позволят при будущем использовании правильно скрепить различные части матрицы воедино. Для скрепления сегментов матрицы в ребрах всех отдельных частей сверлятся отверстия под крепежные болты. Для того чтобы матрица была прочной и хорошо держала форму, после ее изготовления, прежде чем вынуть макет, к матрице приформовывают ребра жесткости. В зависимости от ее размеров это может быть прочный стальной каркас или небольшие фанерные или деревянные ребра. Готовая матрица, если макет был изготовлен аккуратно, может и не потребовать дополнительной обработки, но зачастую приходится выводить поверхности, шлифовать и полировать матрицу до блеска. Только тогда можно получить идеальную деталь. А к кузовным элементам вообще нужно особое внимание.

ВЫКЛЕЙКА ИЗДЕЛИЯ

Предварительно устраняем все дефекты матрицы и покрываем ее разделительным составом. О важности тщательной полировки упоминалось не раз. Покрываем матрицу слоем гелькоута. Гелькоутом на выклеиваемом изделии увлекаться сильно не стоит, он может со временем растрескаться и Вам придется перекрашивать изделие. Дальше как при изготовлении матрицы: после того, как гелькоут в достаточной степени отвердился, наносится, как можно более равномерно, обильный слой смолы. Над смолой не дышать! Ядовитые пары! Затем крепко прижимается и уплотняется кистью или валиком первый слой стекломатериала - стекловуали. Как только первый слой стекломата полностью пропитается, то, при необходимости, перед нанесением последующих слоев армирующего материала, добавляется дополнительное количество смолы. Важно, чтобы первый слой не содержал пузырьков с воздухом, поскольку любое попадание воздуха непосредственно между гелькоутом и последующим слоем ламината может привести к вспучиванию поверхности, особенно, если в течение периода своей эксплуатации формуемое изделие будет подвергаться воздействию тепла или воды.

Последующие слои смолы и армирующего материала наносятся до получения требуемой толщины, при этом необходимо обеспечить тщательную пропитку и надлежащее уплотнение каждого слоя. Во избежание скопления избыточного количества выделяемого при ламинировании тепла рекомендуется единовременно наносить не более четырех слоев смолы и армирующего материала. Обвесы не требуют такого количества материала, но при изготовлении сабов и подиумов под динамики придется действовать постепенно. Высокие экзотермические температуры могут привести к растрескиванию гелькоута, преждевременному высвобождению изделия из матрицы, деформации или обгоранию детали. При изготовлении ламинатов большой толщины после нанесения четырех слоев, перед нанесением последующих, ламинат необходимо выдержать для выделения тепла, после чего охладить. Перегрев может разрушить разделительный слой и безнадежно погубить матрицу. Продолжительных временных задержек между нанесением слоев, однако, следует избегать, за исключением случаев использования смол с длительным "периодом созревания". "Период созревания" - термин, используемый для описания периода времени между загустеванием и отверждением смолы, в течение которого она находится в размягченном, высокоэластичном состоянии. В таком состоянии ламинат может быть легко подогнан по форме матрицы, а обрезная кромка заделана в матрицу для ускорения данного процесса.

Упрочнение формуемого изделия достигается введением в него ребер жесткости. Момент введения зависит от формы, толщины и конечного назначения изделия. В качестве общего руководства рекомендуется размещать их непосредственно перед нанесением последнего слоя армирующего материала.


После того, как смола окончательно затвердеет, очень аккуратно извлекаем готовое изделие. В матрице же можно выклеивать еще 5-8 изделий.
Если ее периодически ремонтировать и обслуживая тщательно покрывать разделительным составом, то намного больше…


Источник: http://www.svoimi-rukami.com.ua/index.files/raznoe/technologiya%20proizvodstva%20detaley%20iz%20stekloplastika.htm





Как сделать стекловолокно для тюнинга

Как сделать стекловолокно для тюнинга

Как сделать стекловолокно для тюнинга

Как сделать стекловолокно для тюнинга

Как сделать стекловолокно для тюнинга

Как сделать стекловолокно для тюнинга

Как сделать стекловолокно для тюнинга

Как сделать стекловолокно для тюнинга

Новое на сайте: